8
декабря
2025
год
От кузницы кадров к созданию технологий. СурГУ обновил программу развития
В 2025 году Ханты-Мансийский автономный округ – Югра отмечает 95-летие со дня образования. Сургутский государственный университет (СурГУ) встраивается в стратегию развития региона, нацеленную на обеспечение технологического лидерства страны. В 2025 году была принята новая программа развития вуза. На что будут направлены его стратегические цели? Какие области научных исследований станут приоритетными? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказал ректор СурГУ Сергей Косенок.
– Сергей Михайлович, какой стала новая целевая модель университета?
– Сегодня СурГУ предлагает более 60 направлений подготовки. Свидетельством качества образования служит рост его позиций в рейтинге RAEX среди вузов УрФО. Университет занимает передовые позиции в национальных рейтингах трудоустройства выпускников, особенно в таких областях, как медицина, инженерные и естественные науки.
В этом году мы приняли новую программу развития СурГУ до 2036 года, усилив акцент на объединение ресурсов промышленности, бизнеса и университета в реализации совместных проектов. Участие в программе "Приоритет-2030" позволяет ускорить качественный переход от роли "кузницы кадров" региона к созданию технологий и встраиванию в технологические цепочки. Свою миссию мы определили, как раскрытие потенциала и внедрение технологий для создания комфортного Севера.
Наши приоритеты в области образования и науки соответствуют векторам развития федерального проекта ИНТЦ "ЮНИТИ ПАРК", инициатором которого выступает университет.
К 2036 году мы планируем стать ведущим центром междисциплинарных исследований и инноваций, обеспечивающим научную и технологическую базу для устойчивого развития Севера и Арктики, формирования северной идентичности и подготовки профессионалов нового поколения.
– Какие стратегические цели вы ставите на пути к этой целевой модели?
– Во-первых, стать научно-инновационным хабом в интересах развития Севера и Арктики. Во-вторых, готовить профессионалов нового поколения. И, в-третьих, сформировать пространство для укрепления корпоративной культуры, самореализации, развития талантов студентов и сотрудников.
Мы проанализировали результаты научно-исследовательских работ и составили перечень перспективных научных и технологических разработок, обладающих потенциалом прикладного использования. В него вошли проекты в области строительства: компьютерного инжиниринга, искусственного интеллекта, синтеза новых углеродных наноматериалов и реагентов для нефтехимических процессов и медицины.
– Какие сферы станут приоритетными для разработки инновационных материалов и передовых технологий?
– Наша основная задача – создавать и выводить на рынок новые материалы и технологии для повышения эффективности и безопасности нефтегазовой отрасли. В центре внимания – биотехнологии и персонифицированная медицина, а также инженерные технологии.
СурГУ сфокусировался на двух стратегических технологических проектах, разработанных с учетом потребностей региона. Первый – "Химия нефти" – нацелен на повышение технологического уровня и экологической устойчивости нефтегазовой отрасли, с акцентом на переработку нефтяных отходов в углеродные наноматериалы и создание отечественных реагентов для повышения нефтеотдачи, снижения коррозионных потерь и стабилизации буровых растворов.
Второй – "Биомедицинские решения для персонализированной медицины" – рассчитан на разработку и внедрение биомедицинских платформ для персонализированной терапии с использованием функциональных продуктов на основе природного сырья и микрофлюидных технологий "орган-на-чипе".
– Как изменится подготовка специалистов?
– В образовательной деятельности мы перешли от традиционного "контентного" подхода к проектированию программ по методологии "обратного дизайна". Внедрили четырехэтапную систему проектирования, основанную на исследовании рынка труда, конкурентном анализе программ, формулировке модели компетенций, определении технологий и форматов обучения, верификации профессиональных компетенций. Разработали 12 программ по новой методологии с привлечением экспертов из университетов-партнеров МИСИС, ТГУ, УрФУ.
Мы реализуем ядерно-трековую систему образования подготовки кадров для стратегических технологических проектов университета. В партнерстве с Центром опережающей подготовки и переподготовки кадров по направлению новых материалов и химии Томского госуниверситета мы актуализируем образовательные программы бакалавриата и магистратуры по химии с учетом требований нефтегазохимической отрасли. Студенты-химики всех уровней обучения вовлекаются в исследования, работают с реальными научными задачами и взаимодействуют с исследователями университета.
Мы перестроили медицинское образование, перезагрузили программы специалитета "лечебное дело" и "педиатрия" на основе ядерно-трековой системы обучения.
Активно развиваем деятельность цифровой кафедры, на ней постоянно растет количество образовательных программ и число слушателей. За 2025 год дополнительную квалификацию в сфере информационных технологий получили более 800 студентов из СурГУ и вузов-партнеров.
Университет нацелен на достижение технологического лидерства и развивает естественно-научное образование школьников, формируя сеть из более 500 кружков по профилям Национальной технологической олимпиады во всех муниципалитетах региона. Цифровая платформа "Таланты-2030" позволяет нам охватить большое количество учащихся.
– Какие условия создаются в университете для вовлечения молодежи в исследования?
– Прежде всего отмечу, что правительство Югры создает условия для развития молодежной науки, выстроена система финансовой поддержки молодых ученых. Это позволяет укрепить интеллектуальный потенциал региона, повысить мотивацию молодежи к получению знаний и научной работе.
С 2022 года в университете реализуется проект "Школа молодого ученого" для аспирантов, магистрантов, ординаторов и молодых исследователей вузов округа. Проект реализуется в формате модульной школы, в 2024-2025 учебном году в нем приняли участие 148 аспирантов и ординаторов и 26 магистрантов. Эксперты Школы выступают в роли навигаторов: корректируют гипотезы, помогают выбрать метод исследования, указывают на риски и ресурсы. Каждый слушатель работает с собственным исследовательским проектом и получает доступ к консультациям ведущих ученых по широкому спектру дисциплин.
Перспективным мы считаем проект по формированию Молодежного ИНТЦ, разработанный Фондом развития инновационного научно-технологического центра "ЮНИТИ ПАРК". Его ключевые задачи – вовлечение студентов и молодых ученых в решение реальных индустриальных задач, формирование кадрового резерва для высокотехнологичных отраслей региона, создание "лифтов" для карьерного роста талантливой молодежи, интеграция академической среды и бизнес‑сообщества для развития инновационной деятельности в Югре.
На весенний семестр 2026 года для студентов запланированы стажировки в компаниях из контура ИНТЦ "ЮНИТИ ПАРК", а также занятия по развитию компетенций под наставничеством лучших экспертов в сфере технологического лидерства. Настратегических сессиях "Прорыв в будущее", которые проводятся по инициативе управляющей компании, студенты и молодые ученые решают проблемные вопросы реального сектора экономики.
– Какие перемены ждут университет уже в ближайшее время?
– Во-первых, модернизация научно-исследовательских подходов для технологического развития региона и укрепления лидирующих позиций университета в приоритетных областях, таких как нефтехимия, биотехнологии, медицина, цифровые решения. Повышение вклада в инновационный и социально-экономический рост региона за счет нового механизма взаимодействия и разделения ответственности с резидентами ИНТЦ "ЮНИТИ ПАРК". Это позволит выводить проекты университета на высокие уровни технологической готовности и формировать инновационную инфраструктуру.
Во-вторых, обеспечение трансформации научных исследований и разработок в востребованные технологические решения, масштабируемые на рынок за счет инструмента технологической экспертизы научных компетенций, которую для нас выполняет Газпромбанк. Результаты экспертизы позволят создать цифровой каталог компетенций и разработок университета.
В-третьих, создание системы подготовки специалистов, способных решать научно-технологические задачи для региона и страны, обладающих компетенциями для работы в северных условиях и готовых разрабатывать и внедрять новые технологические решения в медицине, инженерии, химии.
Мы приступаем к реализации "сетевых" программ обучения. Уже сегодня по соглашению с Томским государственным университетом в Институте естественных и технических наук началась перезагрузка образовательной программы специалитета "Аналитическая химия" по направлению подготовки "Фундаментальная и прикладная химия. Программа, построенная на основе передовых образовательных технологий и сетевой кооперации, укрепит позиции университета в подготовке специалистов для нефтегазохимической отрасли.
Источник: РИА Новости












