24
декабря
2021
год
Талантливый человек – талантлив во всем
Концепцию развития талантов школьников в Югре в течение трех дней разрабатывали в Точке кипения Сургутского государственного университета. Участниками стратегической сессии стали: представители департамента образования и молодежной политики Югры, команды СурГУ, Регионального молодежного центра, Сургутского политехнического и Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжей, а также партнеры проекта из Екатеринбурга, Красноярска и Санкт-Петербурга.
Вся система дополнительного образования должна сегодня, с точки зрения ее содержания, работать не только на охват, но и на достижение показателей эффективности системы по выявлению, поддержке и развитию способностей у детей и молодежи. Поэтому перед профильными департаментами поставлена серьезная задача – привести в соответствие со стратегией научно-технологического развития страны, национальной технологической инициативы и социально-экономического и технологического развития региона содержание дополнительного образования.
– В действующую на сегодняшний день стратегию включены профили НТИ, направления больших вызовов, связанных с развитием медицины, агробиотехнологиями, беспилотного транспорта, цифровых технологий. Кроме того, мы должны работать на то, чтобы наши школьники понимали, в какой образовательной организации они смогут продолжить свое образование в Югре, какая специальность здесь наиболее востребована, а также куда они после смогут трудоустроиться. То есть развитие человеческого капитала, ранняя профориентация и сохранность детей, в которых вкладывается регион, – это на сегодняшний день одна из самых главных стратегических задач. И только совместными усилиями мы сможем выстроить целостную систему образовательных программ, а их держателями должны стать ведущие организации профессионального и высшего образования автономного округа, – отметила начальник отдела дополнительного образования и профессиональной ориентации департамента образования и молодежной политики Югры Наталья Романова.
Свой опыт презентовали Региональный молодежный центр и Сургутский госуниверситет, в котором, к слову, выстроена целая система дополнительного образования детей. Здесь есть и ресурсы в лице педагогов допобразования, команды наставников проектной деятельности, и необходимая инфраструктура в виде региональной площадки по подготовке школьников к олимпиаде НТИ, базовой организации сетевых дополнительных образовательных программ, региональной площадки по обучению и стажировке педагогов и региональных конкурсов проектов. Партнерскую поддержку оказывают Медицинский институт и кафедра биологии и биотехнологии СурГУ, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), группа компаний Лоретт (г. Москва), ассоциация технологических кружков, Федеральный центр дополнительного образования детей. Опыт партнеров позволил обучать детей по программам дополнительного образования, проводя курсы по сити-фермерству, биолюминесценции, «Дежурный по Югре», редактированию генома. То есть те программы, которые соответствуют профилю олимпиады НТИ. Кроме того, здесь повышают свою квалификацию и педагоги дополнительного образования.
Команды – участники стратегической сессии разработали региональную модель выявления и сопровождения талантливых школьников, которая включает трехуровневую систему мероприятий для школьников и педагогов дополнительного образования. Модель ориентирована на создание условий для индивидуального образовательного маршрута школьника – от вовлечения через обучение на программах дополнительного образования и образовательных интенсивах, к участию в конкурсах и олимпиадах регионального и федерального уровней.
– Сейчас важно консолидировать усилия. А подготовить ребят к конкурсным мероприятиям регионального и федерального уровней может только команда педагогов и наставников. К слову, конкурсы и олимпиады, такие как «Большие вызовы», Национально-технологическая олимпиада – задают требования одновременно к предметному, метапредметному содержанию, практико-ориентированности проектов, их возможности и необходимости реализации в реальных секторах экономики. То есть нужна системная подготовка конкурсантов по нескольким направлениям. Важны в этом деле и ресурсы – современное и высокотехнологичное лабораторное оборудование, программное обеспечение, то есть снова встает задача в кооперации возможностей всех стейкхолдеров, – убеждена модератор стратегической сессии, эксперт Регионального модельного центра дополнительного образования детей Сургутского государственного университета Лариса Ткачева.
Стремительная смена профессиональных ориентиров, переход от классических профессий к передовым – сегодня это достаточно серьезные вызовы для региона и системы образования. Поэтому перед педагогами стоит сложная, но в то же время интересная задача – предложить новому поколению увлекательные и востребованные современной жизнью образовательные программы. Напомним, в рамках национального проекта «Образование» к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
Автор: Эльвира Галиханова