2
марта
2023
год
О научных достижениях студентов СурГУ
Студенты пятого курса направления «Пожарная безопасность» Института естественных и технических наук СурГУ Дарья Яременко, Алена Вшивцева и Александр Таукчи стали победителями XXV Международного научно-исследовательского конкурса «Студент года 2023», который прошел в Пензе. Организатором конкурса выступил международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение», цель которого – содействие интеграции российской науки в мировое информационное научное пространство, распространение научных знаний, поддержка высоких стандартов публикаций.
Проекты победителей ранее были представлены на ежегодном XVII Студенческом конкурсе социальных и научных проектов клуба «Продвижение» СурГУ «Культура безопасности», где заняли призовые места. Но на этом студенты не остановились, они продолжили свою научную работу, проведя дополнительные исследования. К примеру, Александр Таукчи и Алена Вшивцева под руководством кандидата технических наук, доцента кафедры безопасности жизнедеятельности Дины Мартыновой представили на международном конкурсе в секции «Технические науки» документ «План эвакуации при пожаре» в многофункциональных общественных зданиях. За основу взяли реальное деревянное двухэтажное строение 1988 года постройки в поселке городского типа Белый Яр, внутри которого расположены четыре действующих организации.
Отметим, при размещении офисов организаций в зданиях старых построек, где строительные конструкции в виде досок, бруса, листов гипсокартона без огнезащитных пропиток, имеют степень огнестойкости IV–V. При этом такие помещения обычно не отведены в отдельные пожарные отсеки и секции. Следовательно, в случае возгорания подобные строительные материалы не смогут обеспечить необходимую локализацию как самого пожара, так и его опасных факторов. Пожар охватит сразу несколько помещений, причинив как материальный ущерб, так и физический вред здоровью работников и посетителей.
– Нередко руководители организаций малого и среднего предпринимательства пренебрегают разработкой плана эвакуации при пожаре в соответствии с пунктом 5 Правил противопожарного режима РФ. Изучая этот вопрос, мы нашли в многофункциональных зданиях помещения разных классов функциональной опасности. В том числе учитывая год постройки, пожароопасность строительных материалов, многократные перепланировки и низкую степень огнестойкости здания в целом, дополнительно могут осложнить эвакуацию людей в случае возникновения пожара. Однако в подобных ситуациях рассмотрение аспектов пожарной безопасности помещений и всего многофункционального здания лишь с точки зрения норм и правил пожарной безопасности является недостаточным. Здесь необходимо опираться на практико-методические, а также конструктивно-технические основы в планировании пожарной безопасности объекта. Поэтому в каждой из организаций необходимо разработать планы эвакуации отдельным, составным документом, который должен включать: графическую часть, инструкцию к плану эвакуации, список лиц, ознакомленных с планом эвакуации, журнал практических отработок. Этот документ должен использоваться для проведения инструктажей и практических тренировок персонала при эвакуации, – рассказал пятикурсник Александр Таукчи.
Еще одна победительница конкурса в номинации «Педагогические науки» Дарья Яременко представила на суд экспертов квест-игру как способ обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения. Речь идет об одном из интерактивных методов воспитания безопасного поведения, позволяющий восполнить пробелы в знаниях относительно правил пожарной безопасности, играющих серьезную роль в обеспечении жизни и здоровья детей дошкольного возраста.
Ежегодно более 60 детей становятся жертвами пожаров. Результаты изучения их знаний в области безопасности показывает, что они не владеют элементарными правилами безопасного поведения. Поэтому обучение необходимым навыкам нужно проводить с раннего возраста в комплексе с родителями, ведь именно они служат примером для подражания. Однако зачастую обучающие мероприятия – экскурсии, выставки рисунков, коллажей, мастер-классы, детско-родительские проекты, которые проводят в дошкольных образовательных организациях, – не всегда являются эффективными.
– Работая в детском саду (с 2019 года по сентябрь 2022 года) я заметила, что мероприятия, которые там проводят, не интересны малышам. Решить проблему хотелось нетрадиционным способом, поэтому остановилась на формате квест-игры. Она идеально вписывается в концепцию, которую предусматривает федеральный государственный образовательный стандарт дошкольных образовательных учреждений. Такой жанр подразумевает проявление смекалки и сообразительности для решения поставленной задачи, активизировав познавательные и мыслительные процессы участников. Более того, дети с большим интересом воспринимают новую информацию, закрепляют уже имеющиеся знания, вырабатывая тем самым полезные привычки. Самой интересной станцией в ходе квеста для маленьких участников стала игра «Одень пожарного», где детям необходимо было не только определить по костюму пожарного среди других профессий, но и правильно подобрать для него соответствующее снаряжение. Воспитанники увлеченно проходили каждый этап, не теряя интерес к самому мероприятию, родители были замотивированы в совместной работе с детьми, а сотрудники образовательного учреждения проявили большую заинтересованность в систематическом обучении детей и расширении их знаний о пожарной безопасности, – отметила студентка СурГУ, добавив, что важно не только оградить ребенка от опасности, но и подготовить его к возможным трудностям, в том числе, при возникновении ЧС. Научив ребенка вызывать экстренные службы, можно спасти не одну человеческую жизнь!
– Научными работами со студентами я занимаюсь уже много лет в рамках клуба «Продвижение». Традиционно – это исследования в области проблем обеспечения пожарной безопасности и защиты населения от угроз чрезвычайного характера. Студенты старших курсов специальности «Пожарная безопасность» работают с большим энтузиазмом, понимая, что именно эти проблемы им придется решать уже через несколько лет на профессиональном поприще. Проведенные исследования часто ложатся в основу и дипломных работ. В этот раз проекты, которые были отмечены на международном конкурсе, уже сейчас используются при написании дипломов наших победителей. Я желаю своим студентам новых открытий и научных достижений, – с гордостью отметила научный руководитель Дина Мартынова.
Напомним, всего на конкурс было представлено 44 научных доклада в 22 секциях. В результате труды начинающих ученых из Сургута, Твери, Томска, Москвы, Воронежа, Набережных Челнов, Рязани, Нальчика, города Гродно (Беларусь) и других субъектов вошли в сборник статей. Он предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов с целью использования в научной работе и учебной деятельности. Сборник размещен в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.
Автор: Эльвира Галиханова
Подписывайся на наш Telegram-канал!